Екатерина Гоголева

Журнал “Русское Искусство”, № 2, 2009

Темы театра и цирка – одни из основных в творчестве художника Александра Дмитриевича Тихомирова (1916-1995), которым была посвящена выставка живописи и графики, состоявшаяся в январе в МВЗ «Галерея А3».
Собравшиеся за трапезой после спектакля актеры – погрузившиеся в размышления, оставшиеся наедине с воспоминаниями; уснувшие акробаты и шуты в ярких одеждах; прекрасные дамы с волнами черных волос, в широкополых и остроконечных шляпах; скрипачи с трагически застывшими лицами, безудержно веселящиеся клоуны-дудочники – этих персонажей удивительного мира, созданного А. Д. Тихомировым, объединяет одно: постоянно меняя многочисленные маски, играя самые разные роли, они стремятся найти собственное лицо, осознать свое предназначение в жизни. Эти поиски «Я», долгие и трудные, возможны лишь тогда, когда «человек в маске» обращается к своему внутреннему миру. И состояние оцепенения, внешне похожего на сон, в котором пребывают персонажи, состояние сознательного отрешения от окружающего мира ради постижения своего пути можно определить словами У. Шекспира: «Повернув глаза зрачками в душу». Не случайно персонажи изображены с закрытыми глазами, и лишь снятые маски, забытые куклы-клоуны, замершие на плече акробата или шута попугаи созерцают происходящее, оставаясь сторонними наблюдателями. Экзистенциальная тематика вкупе с образами, навеянными творчеством У. Шекспира, Ф. Феллини и переосмысленными художником, вдохновляли его в течение многих лет.
«Театральность композиций, нервная изломанность линий, напряженные цветовые отношения, нескрываемая эротичность некоторых персонажей и сцен, нездешние пространства, заполненные … актерами и клоунами, разбросанные игральные карты, все это – фантастический мир сновидений художника Тихомирова, неправдоподобная реальность, в которой он в действительности существовал» (М. М. Алшибая, коллекционер).
В хаосе предметов – опрокинутых кубков, рассыпанных карт, брошенных мячей и обручей – фигуры актеров, клоунов, музыкантов неподвижны и в то же время полны скрытой силы внезапно остановленного порыва. Эта внутренняя динамика присуща каждому произведению – будь то многофигурная композиция, где персонажи словно сплавляются в единое целое, вместе с тем сохраняя свою индивидуальность, или портреты шутов, акробатов, воплощающих собой пестрый, многоликий мир театра и цирка.
Неотъемлемая черта работ А. Д. Тихомирова – музыкальность, неповторимый ритмический рисунок. Классическая музыка, постоянно звучавшая в мастерской, давала художнику заряд энергии и вдохновения, что особенно чувствуется в красочных полотнах серии «Петрушка и балерина» на тему Comedia del Arte. Этот цикл работ, по-праздничному ярких и радостных, полных любовного томления, посвящен музе художника – его жене Наталье Анатольевне. «Каждая работа продуманна – четкая композиция, необыкновенный свет, необыкновенная цветовая гамма. Но самое главное – здесь присутствует страсть. Творчество Тихомирова пронизано любовью» (В. А. Матвеев, искусствовед).
Невероятная пластика движения, изощренность поз, точная организация пространства, характерные для произведений А. Д. Тихомирова, усиливаются многократно за счет использования богатой цветовой палитры, рельефного или гладкого письма и их сочетания.
«Произведения Тихомирова поражают своей цветовой энергетичностью, которую сейчас редко увидишь. Это мастер с большой школой и опытом, артистизмом, глубиной философского понимания жизни. Поражают искренность исполнения и, вместе с тем, выверенность, композиционное построение архитектонического, монументального склада. В целом тема цирка, театра впитывает в себя какую-то сказочность, орнаментальность, декоративность. Они представлены и в работах Тихомирова. Но это представление не поверхностное – декоративно-орнаментальное, а очень глубокое, пронизанное большим драматизмом. Отнюдь не минорным, пугающим. Его искусство – жизнеутверждающее» (художник Р. Л. Апресян).
Как отмечает коллекционер А. Миронов, «через театральную символику очень ярко выражены судьбы и характеры нашего поколения. Безусловно, этот художник является классиком нашего искусства».
По мнению искусствоведа, художника Л. Ф. Дьяконицына, «А. Д. Тихомиров
заслуживает того, чтобы его искусство было широко известно, а произведения были представлены в крупных государственных музеях».

Темы театра и цирка – одни из основных в творчестве художника Александра Дмитриевича Тихомирова (1916-1995), которым была посвящена выставка живописи и графики, состоявшаяся в январе в МВЗ «Галерея А3».
Собравшиеся за трапезой после спектакля актеры – погрузившиеся в размышления, оставшиеся наедине с воспоминаниями; уснувшие акробаты и шуты в ярких одеждах; прекрасные дамы с волнами черных волос, в широкополых и остроконечных шляпах; скрипачи с трагически застывшими лицами, безудержно веселящиеся клоуны-дудочники – этих персонажей удивительного мира, созданного А. Д. Тихомировым, объединяет одно: постоянно меняя многочисленные маски, играя самые разные роли, они стремятся найти собственное лицо, осознать свое предназначение в жизни. Эти поиски «Я», долгие и трудные, возможны лишь тогда, когда «человек в маске» обращается к своему внутреннему миру. И состояние оцепенения, внешне похожего на сон, в котором пребывают персонажи, состояние сознательного отрешения от окружающего мира ради постижения своего пути можно определить словами У. Шекспира: «Повернув глаза зрачками в душу». Не случайно персонажи изображены с закрытыми глазами, и лишь снятые маски, забытые куклы-клоуны, замершие на плече акробата или шута попугаи созерцают происходящее, оставаясь сторонними наблюдателями. Экзистенциальная тематика вкупе с образами, навеянными творчеством У. Шекспира, Ф. Феллини и переосмысленными художником, вдохновляли его в течение многих лет.
«Театральность композиций, нервная изломанность линий, напряженные цветовые отношения, нескрываемая эротичность некоторых персонажей и сцен, нездешние пространства, заполненные … актерами и клоунами, разбросанные игральные карты, все это – фантастический мир сновидений художника Тихомирова, неправдоподобная реальность, в которой он в действительности существовал» (М. М. Алшибая, коллекционер).
В хаосе предметов – опрокинутых кубков, рассыпанных карт, брошенных мячей и обручей – фигуры актеров, клоунов, музыкантов неподвижны и в то же время полны скрытой силы внезапно остановленного порыва. Эта внутренняя динамика присуща каждому произведению – будь то многофигурная композиция, где персонажи словно сплавляются в единое целое, вместе с тем сохраняя свою индивидуальность, или портреты шутов, акробатов, воплощающих собой пестрый, многоликий мир театра и цирка.
Неотъемлемая черта работ А. Д. Тихомирова – музыкальность, неповторимый ритмический рисунок. Классическая музыка, постоянно звучавшая в мастерской, давала художнику заряд энергии и вдохновения, что особенно чувствуется в красочных полотнах серии «Петрушка и балерина» на тему Comedia del Arte. Этот цикл работ, по-праздничному ярких и радостных, полных любовного томления, посвящен музе художника – его жене Наталье Анатольевне. «Каждая работа продуманна – четкая композиция, необыкновенный свет, необыкновенная цветовая гамма. Но самое главное – здесь присутствует страсть. Творчество Тихомирова пронизано любовью» (В. А. Матвеев, искусствовед).
Невероятная пластика движения, изощренность поз, точная организация пространства, характерные для произведений А. Д. Тихомирова, усиливаются многократно за счет использования богатой цветовой палитры, рельефного или гладкого письма и их сочетания.
«Произведения Тихомирова поражают своей цветовой энергетичностью, которую сейчас редко увидишь. Это мастер с большой школой и опытом, артистизмом, глубиной философского понимания жизни. Поражают искренность исполнения и, вместе с тем, выверенность, композиционное построение архитектонического, монументального склада. В целом тема цирка, театра впитывает в себя какую-то сказочность, орнаментальность, декоративность. Они представлены и в работах Тихомирова. Но это представление не поверхностное – декоративно-орнаментальное, а очень глубокое, пронизанное большим драматизмом. Отнюдь не минорным, пугающим. Его искусство – жизнеутверждающее» (художник Р. Л. Апресян).
Как отмечает коллекционер А. Миронов, «через театральную символику очень ярко выражены судьбы и характеры нашего поколения. Безусловно, этот художник является классиком нашего искусства».
По мнению искусствоведа, художника Л. Ф. Дьяконицына, «А. Д. Тихомиров
заслуживает того, чтобы его искусство было широко известно, а произведения были представлены в крупных государственных музеях».

 В начало страницы