Екатерина Гоголева
Интернет-журнал “Erfolg”, 2008
В галерее «Новый Эрмитаж» с 17 июля по 6 августа 2008 года открыта выставка живописи и графики художника А. Д. Тихомирова (1916-1995).
Можно без преувеличения сказать, что за период выставочной деятельности, начиная с 1987 года, эта экспозиция – самая обширная, дающая яркое представление о многогранном творчестве художника, до сих пор известного не столь широко, сколь он того заслуживает.
Александр Дмитриевич Тихомиров родился в Баку в семье инженера-строителя. После шести классов школы работал в живописной мастерской рекламы и учился на рабфаке.
В 1930-40-е годы Баку был одним из крупнейших культурных центров страны. В этот живописный город часто приезжали известные зарубежные музыканты и лучшие музыканты Москвы и Петербурга. Бакинская филармония давала несколько концертов классической музыки в неделю. Интересные, смелые спектакли ставил БРТ – Бакинский Рабочий театр. Атмосфера, царившая в городе, оказала огромное влияние на формирование личности художника, ставшего в дальнейшем тонким ценителем и знатоком классической музыки, театра, человеком энциклопедических знаний в области искусства и культуры, что отразилось в его живописных и графических работах.
В Баку было множество музеев, выставок. Политический климат был значительно мягче московского, отношения между людьми более открытыми и дружелюбными.
Да и сам облик Баку – тогда старого восточного города – побуждал к творчеству: волшебный колорит базаров, причудливая архитектура древнего города, богатые краски морских закатов, экстравагантные мусульманские праздники. Эти яркие зрительные впечатления живут даже в поздних работах художника.
В 1934 году Александр Дмитриевич поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища на живописный факультет. Здесь, начиная с 3-го курса, он занимался в мастерской ученика И. Репина – художника И. Рыженко. По словам А. Тихомирова, педагог дал ему, начинающему художнику, «крепкую реалистическую основу и живописную культуру».
В 1935 году 18-летний А. Тихомиров принял участие в живописной выставке, посвященной юбилею Ш. Руставели. Широкая художественная общественность заметила и по достоинству оценила его работы, которые позже были приобретены Азербайджанским музеем изобразительных искусств. Окончив училище в 1938 году, А. Тихомиров работал по договору над картинами для Азербайджанского антирелигиозного музея.
В годы Великой Отечественной войны, будучи освобожденным от военной службы из-за слепоты правого глаза, он работал в Художественном Комбинате Азербайджанского отделения Художественного фонда. Тогда же вступил в Азербайджанский Союз Художников, работал над агитплакатами, военными сценами, портретами героев Отечественной войны. По приглашению И. Рыженко писал с ним два панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для Бакинского дома Красной Армии и Флота.
Но, несмотря на то, что в Баку была прекрасная среда для развития творческой личности и в Бакинском художественном училище чудом выжила старая, серьезная школа живописи и рисунка, молодежь грезила о Москве, ее музеях, выставках, мечтала о возможностях общения с известными художниками. Многие бакинские художники переехали в столицу – А. Саханов, В. Артамонов, В. Бардзиловский. Перебрался в столицу и А. Тихомиров.
В 1945 году он поступил на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова. Учился у А. Осмеркина. Но на 4-м курсе был исключен за «формалистические» проявления в живописи.
Ко времени учебы относится знакомство Александра Дмитриевича с Робертом Рафаиловичем Фальком. Соседями семьи Тихомировых в доме в Брюсовском переулке были Вера Семеновна и Аркадий Николаевич Петровы (брат писателя Скитальца). В концертах классической музыки, которые устраивала Вера Семеновна, участвовали известные музыканты. Приходили послушать музыку и художники. Именно здесь Тихомиров встретился с Фальком. Знакомство переросло в дружеские отношения. Фальк предложил Александру Дмитриевичу побывать в его мастерской. О работах молодого художника – пейзажах и натюрмортах в традиции русского импрессионизма, Р. Фальк отзывался с одобрением, отмечая, что А. Тихомиров обладает «французским глазом» в живописи. После приглашения Р. Фалька написать этюд из окна своей мастерской А. Тихомиров часто бывал у художника, они нашли много точек соприкосновения, вызванных близостью взглядов на проблемы творчества.
Дружеские отношения сложились у А.Тихомирова со многими художниками, в том числе с И. М. Ильиным, Е. Симкиным, С. Адливанкиным, А. Лабасом, А. Глускиным, Б. Отаровым, Б. Пинхасовичем, И. Дризе, Б. Тальбергом. Художник А. Передний написал портрет Тихомирова.
После исключения из Суриковского института А. Тихомиров работал некоторое время как свободный художник, а с 1949 по 1976 годы – в Московском Комбинате Монументально-декоративного искусства. Участвовал в праздничных оформлениях Москвы, в течение ряда лет оформлял Государственную Библиотеку им. В. И. Ленина. Вместе с художником И. М Ильиным написал монументальный портрет В. И. Ленина для украшения фасада здания Министерства иностранных дел. Это был самый большой в мире портрет Ленина. Обстоятельства сложились так, что портрет увидел Ренато Гуттузо, проезжавший по Смоленской площади в машине с первым секретарем горкома КПСС В. Гришиным. Восхищенный отзыв Гуттузо о портрете произвел впечатление на партийное руководство.
В дальнейшем эта работа, исполненная на специальных лентах, была удостоена золотой медали на выставке наглядной агитации ВДНХ по представлению отдела культуры горкома КПСС.
Официальные заказы позволили художнику обрести некоторую финансовую свободу, необходимую для творческой независимости.
Не имея мастерской в Москве, А. Тихомиров обретал ее в летние месяцы в поселке Троицкое на Клязьминском водохранилище, где в 1960-70-х годах с женой и дочкой снимал дачу.
Этот поселок на живописном полуострове с полуразрушенной церковью превращался летом в уголок, любимый творческой интеллигенцией – маленькое «Абрамцево». Сюда съезжались художники, продолжавшие традиции 1920-х годов – А. Лабас, А. Глускин, С. Адливанкин, Б. Тальберг. Днем все напряженно работали, а по вечерам собирались на даче у Тихомировых. Как позже вспоминала дочь Александра Дмитриевича, художник Анна Тихомирова, «всех их привлекали его необычные работы и фантастически преображенные дачные комнаты. Мощный темперамент художника захватывал пространство. Вся дачная мебель выкрашивалась в контрастные, бодрящие цвета, комната превращалась в картину». Да и само Троицкое с большой сверкающей рекой, восхитительными красками закатов, вереницами яхт было источником вдохновения для художников. Своими пейзажами, богатым колоритом оно напоминало А. Тихомирову родной город – Баку. Его палитра стала стремительно меняться, яркие, необычные сочетания красок словно выплескивались за рамки полотен. Сначала появились пронизанные светом, воздушные, сияющие пейзажи. Затем родилась серия «Петрушка и Балерина» на тему Comedia del Arte, навеянная балетом Стравинского «Петрушка». Эта тема необычайно сильной и нежной любви – стала одной из основных в творчестве А. Тихомирова: «”Петрушка и Балерина” – вот тема, которая захватывает меня всегда». Не могло быть иначе. Прототипом Балерины была муза художника, его жена Наталья Анатольевна Тихомирова, именно ей был посвящен цикл этих работ, а изображение Петрушки – автопортрет художника.
«Взрывчатый колорит, атональная манера (отсутствие преобладающего тона), прихотливый ритм контрастных пятен, пиршество красок, свободный полет линий – очень русские холсты, напоминающие рыночные коврики или лоскутные одеяла. И в то же время очень содержательные, – отмечала Анна Тихомирова. – Поставив “Петрушку” Стравинского почти на полную громкость, художник погружался в транс и, раскрепощаясь, отправлялся в свободное плавание. С кистью в руке он исполнял неистовый танец перед холстом. Так холст превращался в зеркало, отражающее его самые глубинные переживания. “Петрушка и Балерина” – красочная поэма о любви, страсти, радости жизни. Страстное безумие и радостное жизнелюбие, любовное томление, мощный водоворот чувств бьется в холстах. В то же время в какой-то неуловимый момент рука художника собирает цвета и формы, и они застывают в гармоничном созвучии».
Глубоко чувствующий классическую музыку, Александр Дмитриевич писал свои полотна, слушая произведения Скрябина, Чайковского, Брамса, Карла Орфа, Бетховена. Друзья художника – композиторы, пианисты – называли его работы «воплощенной музыкой».
«Когда говоришь о таком человеке, чувствуешь, как мало значат слова, – вспоминает близкий друг А. Тихомирова, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Григорий Борисович Гордон. – Случайная встреча с ним, которая переросла, смею сказать, в дружбу, стала для меня громадным событием. Мы сблизились благодаря любви к музыке, но если она была моей специальностью, то для него – необходимым “противовесом” тяжелому труду, отбирающему все силы. Своему делу, предназначенному ему от рождения, он был безраздельно предан. Живопись, и шире – искусство, были воздухом, которым он дышал».
По мнению искусствоведа Валерия Александровича Матвеева, творчество А. Тихомирова можно условно разделить на три этапа: импрессионистический (1940-50-е годы), фовистический (1960-е годы), новый классический (неоклассический) стиль, начиная с 1970-х годов.
«Александр Дмитриевич, – рассказывает В. А. Матвеев, – ставил широкие человеческие задачи, он как бы предчувствовал, что Россию ожидает некое испытание, переходный период в ее истории. Конечный цикл работ – типично классический как по композиции, так и по размаху изображенного, по воздействию на людей. Художник говорил: “Я хочу соединить современное с классическим”. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг».
В работах А. Тихомирова – глубокий философский подтекст, психологичность образов сочетаются с мощным потоком энергии, великолепным решением пластических и цветовых задач. Вечные темы добра и зла, одиночества и трагического начала, тема любви находят отражение в его полотнах.
Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники, сумасшедшие – все те, кто так или иначе противопоставил себя массе в силу стремления к Иному, в силу болезни или непонимания толпы становятся героями его произведений.
В мастерской художника на стене можно было увидеть листы с цитатами, столь созвучными его мировосприятию. На одном из листов можно было прочесть:
«Не доверяй своих дорог
Толпе ласкателей несметной:
Они сломают твой чертог,
Погасят жертвенник заветный.
Все, духом сильные, — одни
Толпы нестройной убегают,
Одни на холмах жгут огни,
Завесы мрака разрывают».
А.Блок
Александр Дмитриевич разрывал «завесы мрака» и обращался к душе, богатому внутреннему миру человека. В его работах, посвященных театру и цирку, ясно прослеживается отсыл к У. Шекспиру, чьи произведения любил художник. Сцены пира, отдыха актеров после спектакля, изображенные на полотнах, – те минуты, когда, устав от надуманной игры, навязанных ролей, люди в масках остаются среди многих себе подобных наедине каждый с собой. Актеры, акробаты, клоуны изображены с закрытыми глазами, их взгляд обращен внутрь себя – «повернув глаза зрачками в душу». Какие тайны, какие притягивающие бездны, полные пороков или страхов, открываются им? «Шут – принадлежность общества, именно он говорит правду в лицо», – отмечал художник. На редких работах можно увидеть персонажей с открытыми глазами, но всегда они – сторонние наблюдатели, внимательно следящие за погруженными в раздумье актерами, шутами, акробатами, музыкантами. Уставший актер, уснувший клоун, опустившая голову прекрасная дама с волной черных волос, одинокий скрипач, крепко прижавший к плечу инструмент, жители странного города, окруженного стеной с причудливыми башнями, – все они в то мгновение, что длится вечно на картине, снимают привычные им в жизни маски, обнажая душу.
Работы на восточную тему – напоминание о Баку. Выразительные образы красивых полуобнаженных женщин, собравшихся у источника, чтобы наполнить кувшины водой, глубоко символичны: вода и женщина – источник жизни на земле. Пластическое решение композиций поражает гармонией: округлые очертания женских фигур словно находят продолжение в выпуклых очертаниях кувшинов, струящиеся длинные волосы – в льющихся струях воды.
На открывшейся в «Новом Эрмитаже» выставке впервые столь полно представлены живописные и графические работы трех периодов творчества А. Тихомирова, начиная с 1960-х годов. Блестяще выполненные картины, изображающие персонажей библейских сюжетов; сложные по композиции работы на шекспировскую тему, темы театра и цирка; яркие, многоцветные полотна фовистического периода на тему «Петрушки и Балерины»; живопись и графика, посвященная Востоку – все эти работы восхищают своей глубиной и высоким мастерством исполнения.
Как замечает художник, искусствовед, критик Лев Федорович Дьяконицын, «думаю, отныне имя Александра Дмитриевича Тихомирова будет все более и более известно, его творчество прочно займет место в искусстве и послужит источником мужества, культуры, вдохновения для других поколений художников».