Надежда Назаревская

Газета «Культура», № 30, 2008

«Мы прекращаем свою деятельность», – сказал директор галереи «Новый Эрмитаж» Валерий Дудаков на последнем вернисаже. Грустное настроение от этого известия несколько скрасила сама выставка. На ней представлено творчество незаслуженно забытого московского художника Александра Тихомирова (1916 – 1995). Живописью он начал заниматься еще подростком, работая в рекламных мастерских в Баку и учась на рабфаке. В1934 году поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища, где занимался под руководством Ивана Рыженко – ученика Репина. Отсюда «крепкая реалистическая основа» (слова самого художника) его письма, которая осталась навсегда, несмотря на последующие модернистские опыты.
После войны (от мобилизации был освобожден по причине слепоты правого глаза, – полуслепой художник, просто Бетховен какой-то!) Тихомиров уезжает из родного Баку и поступает в Москве в Суриковский институт Здесь его наставником стал Александр Осмеркин – некогда член авангардистского объединения «Бубновый валет». Произошло счастливое совпадение взглядов учителя и ученика на искусство, на творческие методы. Стихия «Бубнового валета» была близка Тихомирову. Он стал писать ярко, сочно и самобытно. За что его и отчислили с 4-го курса института – за «формалистические проявления в живописи». Уже самостоятельно он продолжает работать в найденном стиле. И ему опять повезло с наставником. Еще во время учебы в институте Тихомиров знакомится с Робертом Фальком, тоже бывшим «бубново-валетовцем» Фальк с одобрением отзывался о живописи Тихомирова, отмечая, что он обладает «французким глазом». Московскому «сезаннисту» Фальку можно верить. Полотна Тихомирова поражают мощным напором цвета, невероятными сочетаниями красок. Его вещи наполнены энергией, они динамичны и музыкальны, созвучны патетике Баха.
«При первом взгляде на холсты поражают сложное пространственное построение, острая асимметрия композиции, хаос предметов, составляющих неповторимый музыкальный орнамент, удивительные персонажи, облаченные в средневековые костюмы», – так рассказывает о творчестве своего отца Анна Тихомирова. Это очень театральное, веселое искусство. Неслучайно любимыми героями для Тихомирова стали актеры, акробаты, клоуны, балерины. Хоть всех их в своих фантасмагорических картинах-фресках он изображал с закрытыми глазами, по-шекспировски «повернув глаза зрачками в душу». Наследие Тихомирова, которое мы впервые увидели в таком масштабе благодаря этой выставке, безусловно, останется в истории русского искусства XX столетия.
Останется в истории отечественной культуры и деятельность галереи «Новый Эрмитаж». Ее руководителю Валерию Дудакову и его помощнице Софье Черняк мы обязаны удивительными выставками.
Подводя итоги деятельности «Нового Эрмитажа», Валерий Дудаков рассказал о «Клубе коллекционеров изобразительного искусства», под эгидой которого галерея и работала в течение одиннадцати лет.
– Для сегодняшней сложной рыночной ситуации мы проработали действительно долго. За эти годы в стенах «Нового Эрмитажа» прошло семьдесят выставок. Мы первыми столь масштабно и последовательно представляли богатство и разнообразие российских частных собраний. Ведь настоящий любитель искусства умеет находить и открывать удивительные вещи! Именно благодаря им – одержимым и настоящим знатокам – постоянно расширяется и обогащается наше культурное поле. В силу искаженной культурной политики в советские годы многие художники исчезли, их наследие рассеяно. Мы провели цикл выставок «Гении России», на которых показали мастеров Серебряного века, кубофутуристов и «непокорных» – тех, кто был настолько индивидуален и самобытен, что их нельзя отнести к какому-то определенному стилю. Широкий зритель увидел многих художников, известных лишь узкому кругу ценителей и знатоков.
В «Новом Эрмитаже» впервые состоялась настоящая монографическая выставка Бориса Свешникова – художника уникального и фантастического по его мироощущению и отточенному мастерству.

– На ваших вернисажах можно было встретить не только коллекционеров, музейщиков, но и антикваров, галерея была уникальным звеном в классической конструкции: арт-рынок – антиквар – коллекционер. На ваш взгляд, российский рынок стал цивилизованным?

– Безусловно, рынок обрел более цивилизованные черты. За эти годы он прошел огромный путь развития и невероятно динамично. Наша галерея была своеобразным клубом антикварного сообщества. К нам приходили и новые люди, только начинающие интересоваться искусством. У нас можно было увидеть не только то, что дорого по цене, но и тонко, необычно по художественным достоинствам. Дорогущих антикварных салонов нынче много, из Европы и Америки навезли много ценных вещей. Но для развития рынка нужно постоянное развитие художественного вкуса у потенциальных собирателей. Вот мы этим и занимались. Мы показывали в том числе современных художников, достойных войти в частные коллекции. Для нас был важен всегда качественный уровень показываемых мастеров. И постепенно наш “Клуб коллекционеров” пополнялся новыми членами. На сегодняшний день нас уже семьдесят человек.

– С закрытием галереи деятельность «Клуба» завершится?

– Не думаю. Мы прожили красивый, значительный этап нашей клубной биографии. Мы даже помогали проводить в Лондоне, в Российском посольстве, выставку русского искусства из частных английских собраний и коллекций наших соотечественников. Благодаря нам сообщество коллекционеров расширилось, укрепились связи, возрос интерес к отечественному искусству самых разных направлений. И если появится новый меценат, который предоставит нам помещение, мы готовы продолжить наши выставки.
www.kultura-portal.ru

 В начало страницы