Екатерина Галкина
Журнал “Гороскоп”, № 6, 1995
Aлександр Дмитриевич Тихомиров родился в 1916 году в красивейшем с точки зрения живописца городе — Баку. Не потому ли его полотна буквально пропитаны свежим, чистым и ясным цветом? Цветом радости жизни, энергии — цветом восточного базара, восточной весны. Учился он в Бакинском художественном училище под руководством И. Г. Рыженко, ученика И. Е. Репина. По словам самого художника, Рыженко дал ему крепкую реалистическую основу и живописную культуру. Потом, приехав в 1945 году в Москву, он учился в Московском художественном институте им.Сурикова. Эта-то крепкая классическая школа в сочетании с изучением мирового философского наследия и мировой музыкальной культуры дала ему впоследствии возможность смелого творческого поиска. Ему предстояло, переплавив привычную реалистическую форму, заставить ее быть зеркалом души художника-гуманиста, и добиться синтеза классического и современного искусства. Ведь художник Тихомиров — новатор в области формы, которая в его произведениях не живет сама по себе и не является самоцелью, а логически вытекает из философской концепции, лежащей в основе его творчества. Если боль сжимает, деформирует тело, то что же делает нравственное страдание с душой?
Александр Тихомиров создал серии картин, в которых жизнь человека представлена как некий театр, и каждый играет свою роль в нем более или менее искусно. И в зависимости от того, насколько честно, посредственно или отвратительно исполняется роль человеком, его природа начинает меняться в ту или другую сторону, и уже не человек влияет на роль, а она на него, ломая и деформируя сознание и облик (“Композиция”). Картины эти окутаны грустью и состраданием к людям-актерам. Картина “Средневековье” вводит нас совсем в другой мир. В ней звучит тема ответственности художника перед Богом и людьми за свое творчество. Невозможность предательства по отношению к своему призванию воспринимается им как тяжкий крест, который он должен нести до конца, будучи “глухим к указаниям и желаниям времени” (В. Кандинский).
Как это часто случается в жизни больших мастеров России, творчество Тихомирова пока не известно широкому кругу зрителей. В то же время картины художника достаточно широко представлены в частных собраниях Америки, Италии, Швеции, Австралии, где они занимают почетное место в экспозициях. В 1990 году его картина “Театральная сцена” экспонировалась на престижной выставке “Париж-Ленинград-Москва”. Эта картина настолько понравилась устроителям выставки, что она была напечатана на титульном листе роскошно изданного каталога, и уже в качестве пригласительного билета была воспроизведена на открытке.
Когда этот номер находился в производстве, Мастера не стало. Ему так и не удалось подержать в руках журнал с первой статьей о нем на Родине.