Екатерина Гоголева
Журнал «Русское искусство», № 4, 2010
В начале декабря в Государственном центральном музее современной истории России откроется ретроспективная выставка живописи и графики Александра Дмитриевича Тихомирова (1916-1995), приуроченная к 95-летию со дня рождения художника.
Ученик И. Г. Рыженко и А. А. Осмеркина, получивший крепкую реалистическую основу и живописную культуру, прошедший в своем развитии как художник этапы импрессионистической, постимпрессионистической, фовистической живописи, А. Д. Тихомиров выработал собственный неповторимый стиль. Его произведения поражают сложным композиционным построением, мощной энергетикой и внутренней динамикой, оригинальным решением пластических задач, богатым колоритом.
Как отмечает друг художника, коллекционер и искусствовед В. А. Матвеев, Тихомиров «не укладывался в стандартные рамки: сумасшедшая музыка, сумасшедшая страсть, необыкновенно сильная любовь выражены в его полотнах. Интересно, что полотна жестко, четко сформированы по композиции. Он любил диагональную композицию, и она очень крепко держит холст. Удивительно, что на такой малой плоскости удавалось изобразить очень многое – объемно и сильно. Недаром наш известный искусствовед В. Н. Москвинов назвал его “советским Микеланджело”, и трудно с ним не согласиться».
И если В. Н. Москвинов сравнивал Тихомирова с Микеланджело, имея в виду не только прекрасное знание художником пластики человеческого тела, но и масштабность его творчества, то Р. Р. Фальк, оценивший импрессионистические полотна Тихомирова, отмечал, что художник обладает «французским глазом» в живописи.
Жизнь А. Д. Тихомирова в советском искусстве 50-70-х годов связана с работой в Московском Комбинате монументально-декоративного искусства, когда он, выполняя официальные заказы, писал портреты В. И. Ленина, украшавшие Государственную Библиотеку им. В. И. Ленина, здание Министерства иностранных дел, улицы столицы во время проведения празднеств. Но главной для Тихомирова на протяжении всей жизни была и оставалась работа над живописными полотнами и графическими листами, которые он писал в свободное от заказов время. Эти произведения ни разу не экспонировались до перестройки, поскольку не отвечали требованиям соцреализма и тогдашним представлениям о современном искусстве. Тихомирова волновали вечные проблемы бытия и предназначения человека, его внутренний мир и глубины подсознания. Отсюда и обращение художника к библейским сюжетам, темам истинного и мнимого безумия, одиночества в толпе, отверженности, противопоставления доброго и злого начал.
Годы, проведенные Тихомировым в Баку, где он родился, оказали большое влияние на развитие художника. Цирковые и театральные представления, колоритные городские празднества, необычные шествия бичующих себя дервишей, увиденные Тихомировым в юности, оставили яркие впечатления, которые нашли отражение в его творчестве, сконцентрировавшись позднее в работах на темы Востока, театра и цирка.
Будучи прекрасным знатоком классической музыки, Александр Дмитриевич под впечатлением от балета И. Стравинского «Петрушка» создал цикл фовистических работ «Петрушка и Балерина». Эти красочные, динамичные произведения художник посвятил своей музе – жене Наталье Виноградовой. Обладавший широким кругозором, глубокими познаниями в области истории живописи, Тихомиров интересовался театром и кинематографом, особенно ценил фильмы Ф. Феллини, привлекавшие его своей театральностью.
Многие произведения, связанные с театральной тематикой, наполнены реминисценциями из пьес и сонетов У. Шекспира, любимых художником. Зритель найдет в его работах галерею образов, отражающих знаменитую фразу драматурга «Весь мир – театр…», интерпретацию поэтической идеи соответствия зрения и духовного видения – человек зрячий может быть слеп духовно, неоднозначную трактовку роли сновидения в жизни. Некоторые живописные полотна и графические листы на тему изгнания, странничества отсылают к трагическим образам короля Лира и Гамлета. Один из любимых персонажей Тихомирова – шут, высмеивающий пороки общества, клоун-философ, проницательный наблюдатель жизни. «Шут – принадлежность общества, именно он говорит правду в лицо», – часто повторял художник.
Знакомый лишь небольшому кругу коллег, коллекционеров, искусствоведов, Тихомиров никогда не стремился к известности, считая самым важным для художника кропотливый труд в мастерской, постоянное самосовершенствование, неустанный творческий поиск и эксперимент. Имея друзей и знакомых в художественной среде, в числе которых были С. Адливанкин, Е. Симкин, И. Ильин, А. Глускин, Б. Отаров, А. Лабас, И. Дризе, Б. Пинхасович, Тихомиров не примыкал к каким-либо группам или течениям, оставаясь одним из тех художников, кто самостоятельно искал свой путь в искусстве. Так о себе и говорил: «Не иду дорогой всех, а стремлюсь эту дорогу обойти».
В последние годы состоялись персональные выставки его работ, заново открывшие московским зрителям искусство мастера. На выставке «Александр Тихомиров: “Не иду дорогой всех…”» будут представлены лучшие произведения художника – от реализма до неоклассики, выполненные им в разное время и в различной живописной манере.