Дмитрий Новик
Журнал «Искусство» № 2-3 2011
Выставка Александра Тихомирова (1916 – 1995), автора самого большого портрета Ленина (42 х 22 метра), стала важной репликой в дискуссии об устойчивом мифе последних 20 лет – «художник и власть».
Миф состоит в том, что в послевоенные времена официальные художники презирали советскую власть, а лучшие вещи создавали «в стол», вдохновляясь источниками, далекими от официальной пропаганды.
Тихомиров, кажется, укладывается в стереотип: 27 лет проработал в Комбинате монументально – декоративного искусства, где рисовал агитки, в том числе десятиэтажный портрет вождя для МИДовской высотки. А для себя изображал «Узника», «Тревогу», «Жертву».
Но уместно вспомнить, что русский авангард принял революцию, которая позволяла реализоваться прежде маргинальным столичным авторам, а провинциалам – покорить российские столицы. Затем всем вместе – остальной мир. Железный занавес перекрыл международные связи и оборвал преемственность школ, но во времена хрущевской оттепели такой поворот истории воспринимался как трагическое отклонение, большая ошибка, а не естественный ход истории.
Это было созвучно идеям «шестидесятников», и даже разгром манежной выставки в 1962 году не изменил «парадигму сознания». В принятых в мире политических координатах это была левая идея «социализма с человеческим лицом», куда укладываются и комбинатская работа Александра Тихомирова и его интерес к искусству 20 века.
После войны он приехал в Москву из Баку, имея за плечами местное художественное училище и работу дизайнером в азербайджанских музеях. Учился в Суриковском институте у Осьмеркина, познакомился с Фальком, был отчислен из института за формализм, что тогда означало интерес к Сезанну, Руо и «Бубновому валету»
Влияние этих авторов на творчество Тихомирова очевидно. Нол так же трудно представить, чтобы профессионала не вдохновляла задача создать огромный портрет вождя. На поле столичного стадиона «Динамо» раскатали огромный кусок плотной ткани, художник вместе с группой ассистентов малярными красками создали портрет. Тихомиров получил за него золотую медаль ВДНХ.
В те же годы он пишет картины «Клоун с дудочкой» и «Актеры за столом», заставляющие вспомнить в бахтинской карнавальной культуре. И даже «Тайная вечеря», разыгранная цирковыми артистами, выглядит надеждой на перестроечный 1987 год.