Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Русский музей
Музей Людвига в Русском музее
Фонд наследия художника А. Д. Тихомирова

Александр Тихомиров. Живопись. Графика.
К 95-летию со дня рождения мастера

25 марта – 16 мая 2011

В залах Мраморного дворца Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) 24 марта 2011 состоялось торжественное открытие ретроспективной выставки «Александр Тихомиров. Живопись. Графика», посвященной 95-летию со дня рождения мастера.
В экспозиции – около 50 живописных и графических работ, в полной мере представляющих творческое наследие А. Д. Тихомирова – от ранних реалистических и импрессионистических произведений до поздних работ неоклассического периода, в том числе не выставлявшихся прежде.
Впервые петербургская публика смогла познакомиться не только с работами московского художника, но и узнать о его жизненном пути и творческой биографии.
К выставке было приурочено издание каталога «Александр Тихомиров», включающего более 180 произведений художника.
Открытие выставки освещалось Первым каналом Санкт-Петербургского телевидения, р/ст «Радио Петербург», петербургскими и московскими печатными изданиями.
В последнем зале экспозиции демонстрировался документальный фильм о жизни и творчестве А. Д. Тихомирова «И внутрь души направлю взгляд…» режиссера Я. С. Назарова.

НА ОТКРЫТИИ

Е.Петрова. Русский музей. 2011
 
Из выступления зам. директора Русского музея по научной работе Петровой Евгении Николаевны:
Мы рады, что вы пришли сегодня на открытие этой выставки, и, перед тем как откроются эти двери, я хочу сказать, что искусство второй половины XX века, казалось бы, нам известно.
Многие здесь присутствующие жили в это время и представляют себе искусство этого периода. Мы помним известных художников этого времени – официальных и тех, кого принято теперь называть андеграундом. Мы знаем их лично, видели их произведения на разных выставках. Сегодня мы уже читаем статьи и книги и о тех, и о других, сегодня уже поутихли споры по поводу левого и правого направлений, создаются какие-то истории этой эпохи. Уже имена все – известные, произведения, стили, манеры – известные, уже сложилось представление об искусстве второй половины XX века.
И вдруг мы обнаруживаем художников, которые, оказывается, работали для себя совсем не так, как работали, выполняя официальные заказы или живя какой-то официальной жизнью. В то же время они не относились и к художникам андеграунда: они не боролись, не выступали, их работы не снимали бульдозерами – такого не было.
И тот художник, о котором идет речь, выставку работ которого мы сегодня открываем, был из числа именно этих художников, и был такой не один. Были еще мастера, кого нельзя отнести ни к официальным художникам, ни к андеграунду. Это что-то совсем другое, и этому „совсем другому“ еще не найдено место в истории искусства, к этому „другому“ еще не подобрано какое-то определение. И такое определение находится, как правило, не сразу. Оно находится после выставок, после показов работ, когда приходит осознание того, какое место должны занимать эти художники в искусстве. Но для чтобы это все произошло, реализовалось, нужны люди, способствующие тому, чтобы произведения художников знали, их искусство ценили. И в данном случае я сразу хочу сказать, что этому художнику повезло: создан Фонд наследия этого художника, который ведет очень активную деятельность по отношению к этому мастеру, и именно благодаря Фонду все это осуществляется. Выставка в наших стенах делалась отделом живописи второй половины XX столетия, мы надеемся, что будет еще выставка в других местах, может быть, по-другому сделана, в ином составе.

Л.Шакирова. Русский музей. 2011 (1)
 
Из выступления куратора выставки Шакировой Любови Викторовны (Русский музей):
Чем ценна выставка для Русского музея? Она получилась таким неожиданным, озадачивающим и очень красивым комментарием к той линии „Время перемен“, которую мы начали несколько лет назад. Оказалось, что были левые художники, были правые художники, а был еще такой неожиданный Тихомиров, который своей профессиональной деятельностью был очень скован, потому что каждое движение свое должен был сверять с генеральной линией. Он был монументалистом и делал очень важные правительственные работы.
Оказалось, что у него есть тайники в душе, в творчестве, и сейчас появилась возможность их показать всем. Это очень поучительная выставка: она рассказывает о свободе творчества, о том, что настоящий художник под любым прессом найдет себе обязательно территорию для свободы. И такой территорией была для Тихомирова его мастерская. Здесь он творил абсолютно свободно. Он не прилагал никаких усилий к популяризации своего творчества, не старался выставляться. В общем-то наверно это правильная линия. В конце концов, уже после смерти художника, нашлась группа поддержки, благодаря которой сейчас восстановлена полная картина его деятельности, виден его мир. Основной мотив бросается в глаза, проходит красной нитью всей выставки – это человек в маске.
Хочется пожелать, чтобы мы относились к этим работам искренне. Спасибо всем, кто работал на этой выставке, благодаря кому эта выставка состоялась.

И.Урицкая. Русский музей. 2011 (1)
 
Из выступления куратора выставки Урицкой Ирины Феликсовны (Москва):
Прежде всего хочу поблагодарить Русский музей за столь радушный прием нашей выставки, за столь внимательную работу с материалом, за прекрасно изданный каталог, над которым, я знаю, Евгения Николаевна лично очень много работала и вложила в него очень много своей души, своего профессионализма и своего желания как можно полнее и красочнее передать для нас всех творчество этого художника. Большое спасибо всем, кто в Петербурге принимал участие в организации этой выставки.
И я думаю, что с легкой руки Евгении Николаевны мы сумеем и в других местах показать эту выставку, показать творчество этого художника, рассказать о его судьбе.

В.Матвеев. Русский музей. 2011
 
Из выступления друга художника, искусствоведа, коллекционера, профессора МГТУ им. Н. Э. Баумана Матвеева Валерия Александровича:
Уважаемые дамы и господа! Я очень рад открытию этой выставки. В свое время в Русском музее заново открывали Филонова, а сейчас заново открывают зрителю Александра Дмитриевича Тихомирова. И от лица профессуры МГТУ имени Баумана, которая любила и поддерживала всегда художника Тихомирова, выражаю благодарность Русскому музею за проведение этой выставки.
Александр Дмитриевич мечтал соединить классическое с современностью, и ему это удалось. Давайте пожелаем художнику Тихомирову во времени и пространстве расти с каждым днем. Я думаю, это будет оценено. Он всегда говорил мне: „Посмотришь – мои работы будут спрашивать“.

Г.Жигарев. Русский музей. 2011
 
Из выступления Председателя Правления Фонда наследия художника А. Д. Тихомирова Жигарева Геннадия Анатольевича:
Уважаемые дамы и господа, я не буду занимать долго ваше внимание, расскажу только семейную историю. Довольно давно я часто слышал от своей тещи о Шурике – Шурик то сказал, Шурик это сказал. Но потом в нашей семье появилась картина, которая висела над кроваткой моей маленькой дочки. Я не придавал особого значения, но дочка к ней тянулась. И вот прошло 10 с лишним лет, когда я по-настоящему столкнулся с искусством Александра Дмитриевича Тихомирова, который и был тем Шуриком, о ком говорила моя теща. И вот был создан Фонд наследия художника Тихомирова. То, что нам удалось сделать, мы хотим представить вашему вниманию. Огромное спасибо Русскому музею, он оказал нам большую поддержку.

Перед открытием выставки состоялась пресс-конференция для журналистов

И.Урицкая. Русский музей. 2011
 
Из выступления куратора выставки Урицкой Ирины Феликсовны:
Добрый день, дорогие друзья!
Я счастлива, что имею возможность вновь оказаться в этих чудесных залах и участвовать в открытии замечательной выставки.
Художник, которого мы сегодня представляем и который, я надеюсь, привлечет внимание петербургской публики так же, как несколько месяцев назад он привлек широкое внимание публики московской, интересен прежде всего тем, что его творчество – неизвестная для нас, искусствоведов, и людей, работающих в области искусства, страница в истории русского искусства XX века.
Нам кажется, что мы знаем об этом искусстве все. Мы изучаем творчество русских художников этого периода, живших в России, в Южной Америке, во Франции и Германии. И вдруг появляется человек, который писал свои картины „в стол“, как это было принято у многих в 50-80-е годы. И оказывается, что этот художник создал мощное наследие, что он работал „в стол“, но не в отрыве от современных европейских течений, а в контексте этих течений и в контексте истории искусства XX века. И мы не можем это с вами отрицать. Более того, многие годы он дружил с художниками этого же периода, известными нам. Он дружил с Фальком, он дружил с Передним, он дружил с Адливанкиным и Лабасом. Сохранился совершенно изумительный портрет Тихомирова работы Переднего. Они дарили друг другу свои работы, обсуждали друг с другом свое творчество. Но если другие художники этого круга были готовы социализироваться, участвовать в каких-то открытых или закрытых и полузакрытых выставках, то Александр Дмитриевич не социализировался, не участвовал в этом процессе.
И это на самом деле для нас большая загадка: почему? Казалось бы, почему, зная весь круг и находясь в этом кругу художников, он не участвовал в их социальной жизни? А потому, что ему надо было кормить семью, ему надо было работать. Он работал с восьми утра и до восьми вечера ежедневно, и у него просто не было времени для того, чтобы как-то себя продвигать. Видимо, он не обладал еще и способностью к такому самовыдвижению, самопродвижению, самопиару, как мы сейчас скажем. И его картины были известны только достаточно узкому кругу любителей-коллекционеров, которые работы у него покупали, обсуждали с ними новейшие течения в искусстве, с которыми он слушал музыку. Причем эти люди были достаточно далеки от искусства, это были ученые, математики, физики. Но на самом деле, может быть, и хорошо, что все это наследие оказалось нетронутым, нераспроданным, не распыленным по разным частным коллекциям, маленьким музеям и галереям. И именно поэтому мы имеем сейчас возможность оценить его творчество в том виде, в котором оно есть – от самых ранних до самых поздних его работ.

Л.Шакирова. Русский музей. 2011
 
Из выступления куратора выставки Шакировой Любови Викторовны (Русский музей):
Хочется добавить о сознании уникальности этой выставки, так как это совершенно особенный художник, у нас в музее таких не было. Его нельзя назвать неизвестным. Это очень известный неизвестный художник, потому что он был известным, он был монументалистом, делал важнейшие работы, формировавшие главный фасад Москвы. Это была очень жестко регламентированная и очень профессиональная деятельность, и большинству знавших Тихомирова в этом качестве тот Тихомиров, которого мы видим на выставке, был неизвестен. И сейчас мы его открываем.
И очень хорошо, что нашлись люди – и семья художника, и мощная группа поддержки, которые прилагают сейчас все усилия, чтобы была восстановлена историческая справедливость, чтобы вот эти два Тихомирова соединились в одну личность – совершенно удивительную, уникальную. Это очень поучительная для нас выставка, потому что искусство 60-80-х годов мы привыкли уже осмыслять через оппозицию – официальные и неофициальные художники. Но пример таких людей, как Тихомиров, еще раз доказывает, что эта схема – некий временный прием и постепенно она непременно размоется. Размоется потому, что нельзя здесь выносить однозначных оценок, потому, что не все художники, не все люди, которые творили свободно, ложились под бульдозер. Тихомирову, чтобы быть свободным художником, было достаточно закрыть за собой дверь мастерской или своей комнаты. И в этих вещах он проявлял себя абсолютно свободно. Здесь все его эстетические пристрастия, все его мысли об искусстве, весь поток образов – без всякой цензуры. Это очень интересно. Очень хочется присоединиться к нему, порадоваться и посочувствовать художнику, чего он был лишен при жизни.

Е.Гоголева. Русский музей. 2011
 
Из выступления биографа и исследователя творчества А. Д. Тихомирова Гоголевой Екатерины Николаевны:
Его жизнь была построена на контрастах. Автор монументальных портретов Ленина и руководителей партии, иронично относившийся к официальным заказам, но выполнявший их с высоким профессионализмом, он видел смысл своей жизни и работы в создании совсем других произведений. Гонорары за ленинские портреты позволяли ему заниматься настоящим творчеством и обеспечивать благополучие семьи, которую он трепетно любил.
Его ленинские портреты видели тысячи, сотни тысяч советских людей в дни праздников, а дорогие его сердцу картины в годы советской власти были известны искусствоведам, коллекционерам, художникам, и первая выставка картин состоялась только во время перестройки, в 1987 году. Потом были выставки и групповые, и персональные, и вот сегодня выставка ретроспективная, посвященная 95-летию со дня рождения художника.
Контрасты… Повредив в юности глазной хрусталик так, что зрячим оставался только один глаз, Тихомиров, преданный своему делу, не оставил живопись. Более того, давал себе колоссальные нагрузки, работая в мастерской целыми днями, и в последние годы жизни, уже тяжелобольной, он все равно проводил за мольбертом не менее 6 часов в день.
Человек внешне сдержанный и спокойный, он обладал бурным темпераментом, страстно любил свою жену Наталью Анатольевну Виноградову. Ей он посвятил цикл замечательных фовистических произведений „Петрушка и Балерина“, навеянных балетом И. Стравинского „Петрушка“. Александр Дмитриевич увлекался кинематографом, театром, и его работы неоклассического периода, посвященные театру и цирку, созданы под впечатлением от фильмов Феллини, Антониони, Бергмана, от любимых им драм и сонетов Шекспира. Как и знаменитый драматург, он создал в своих картинах целую галерею выразительных, запоминающихся образов. Он ушел из жизни, оставив нам уникальное творческое наследие.

Русквартет. Русский музей. 2011
 
В течение всего вечера в зале Мраморного дворца звучала музыка. Музыканты «Borealis-квартета» (Санкт-Петербург) Римма Козлова (первая скрипка), Андрей Проказин (вторая скрипка), Борис Баринов (альт), Игорь Ботвин (виолончель) исполняли произведения любимых художником композиторов, в том числе Моцарта и Чайковского.

Екатерина Гоголева

В начало страницы