Московская галерея «Новый Эрмитаж»
Живопись и графика А.Д. Тихомирова
17 июля – 6 августа 2008
В известной московской галерее «Новый Эрмитаж», благодаря инициативе выдающегося знатока и коллекционера русской живописи Валерия Александровича Дудакова, состоялась персональная выставка живописных и графических работ А. Д. Тихомирова.
На открытии выставки выступили директор галереи В. А. Дудаков, искусствовед, художник Л. Ф. Дьяконицын, искусствовед В. А. Матвеев, отметившие важность творчества А. Д. Тихомирова для раскрытия истории российской живописи 1960–1990 гг.
Из выступления Льва Федоровича Дьяконицына:
«Перед нами работы великого художника, мыслившего масштабно, предвидевшего бурные социальные перемены, которые ожидали страну, столкновения людей, и сейчас это искусство более актуально, чем сегодняшняя суета вокруг вещественного искусства.
Александр Тихомиров обращался к теме общечеловеческой. Это тема личности и времени, личности и общества, при этом фигуры творцов, которые вдохновляют нас, взяты в необычном ракурсе. Это одновременно и тревога времени, и мучительное нежелание времени, в котором люди страдают, как безмолвные фигуры. В его работах – ощущение покорения пространства, духовного прежде всего. И это очень важно, потому что сегодня традиции прошлого искусства, перекличка веков ослабли, вместо этого развивается экстремистская линия скандала, шока, попсы, которая ведет к деградации нашей культуры. Художник великого подвига, Александр Тихомиров самоотверженно делал свое дело. Его искусство – это актуальное искусство, которое нас мобилизует, главное – мобилизует художников. Я считаю, что оно имеет значение не столько для простого зрителя, сколько для самих мастеров искусства, это художник для художника. Вот почему я думаю, что значение его творчества будет возрастать».
Из выступления Валерия Александровича Матвеева:
«Эта выставка – действительно эпохальное событие, выставка великого российского художника. Предварительный анализ его творчества показывает высокий профессионализм Александра Дмитриевича Тихомирова, неординарность, изысканную простоту в решении сложных живописных проблем, глубину творчества, которое нуждается в дальнейшем изучении.
Выставка проходит с большим успехом. Мне понравилась очень грамотная развеска экспозиции, удивительно точно характеризующая творчество мастера, начиная с его фовистического периода и заканчивая неоклассическим стилем. Очень приятно, что на этой выставке много настоящей московской интеллигенции, которая по достоинству оценила искусство А. Д. Тихомирова. Надеюсь, что в дальнейшем его имя будет прославлено в России и за ее пределами. Также хотел бы подчеркнуть, что семья Тихомировых проявила большое внимание к наследию художника, и важно, что эти работы сохранены любовно и представлены публике».
Из выступления профессора РАМ им. Гнесиных Григория Борисовича Гордона:
«Я не художник, не искусствовед, и мне трудно говорить о живописи, живопись надо смотреть. Что я могу сказать? Мы очень дружили с Александром Дмитриевичем, и многие из представленных здесь работ создавались буквально на моих глазах.
Меня всегда поражала широта его интересов, то, что он знал музыку, как не знают многие музыканты – это я ручаюсь. У музыкантов – это специальность, Александр Дмитриевич же был тем редким человеком, кто профессионально интересовался музыкой. И его полотна не случайно называли “воплощенной музыкой”. Имя Александра Дмитриевича еще малоизвестно, но недалеко то время, когда его будут знать все».
На открытии выставки присутствовали коллекционеры, искусствоведы, художники, журналисты.
Своими впечатлениями поделились коллекционеры:
«Весьма символично, что последней выставкой галереи стала первая, столь обширная персональная выставка художника Александра Дмитриевича Тихомирова, выставка работ, многие из которых пролежали под спудом. На какие мысли меня наводит эта выставка? На мысли о параллельности нашего земного существования, его двойственности. Он жил в этих параллельных мирах, и эта параллельность чувствуется в его картинах. Это смысл и суть нашей жизни, хотя параллельность, пожалуй, не тот термин. Это были параллельные миры в пространстве Лобачевского, вектора, направленные под неизвестным углом друг к другу. Выставка метафизична, и в этом ее глубокий смысл».
Михаил Алшибая, коллекционер, член секции критиков и искусствоведов МСХ
«Впечатления самые замечательные, великолепный цвет, великолепная энергия, надоело самовыражение без мастерства, а здесь оно, то есть мастерство, присутствует в полной мере. Художник малоизвестный, дай бог, чтобы его все знали и любили».
Аркадий Агапкин, коллекционер
Выставка получила резонанс в интеллигентных кругах Москвы. Были опубликованы статьи в ряде печатных и интернет-изданий (газета «Культура», сайт журнала «Русское искусство» и др.). Выставка освещалась в репортаже ГТРК Культура, в передаче «События культурной жизни» Спутникового образовательного телевидения и новостном блоке «Телемоста» канала «Столица».
Наследники художника выражают глубокую благодарность всем, кто помог организовать эту выставку: директору галереи Валерию Александровичу Дудакову, искусствоведам Софье Афроимовне Черняк и Валерию Александровичу Матвееву.
А также благодарят всех, кто так или иначе помог советами или рассказами о творчестве художника: профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных Григория Борисовича Гордона; художника, искусствоведа Льва Федоровича Дьяконицына; профессора музыки Университета штата Миннесота Александра Брагинского; коллекционера Михаила Михайловича Алшибая и всех друзей, коллег, знакомых, которые помогали и поддерживали.
Наследники художника благодарят искусствоведа, профессора В. А. Матвеева за помощь в подготовке данного материала