Пресс-релиз

Пожары в Москве и землетрясение в Армении, удары грозовой молнии и темные личности в ближайшей подворотне, давка в парижском туалете и в московском метро, автомобильные катастрофы и офорт К. Малевича «Смерть человека одновременно на аэроплане и железной дороге», Ленин в тюремной камере и советские заключенные разных десятилетий, карточный проигрыш, безумие и самоубийства, а также настольные игры и плакаты по технике безопасности – в выставочном проекте «Страховой случай».

С наступлением 2012 года в обывательском сознании заметно активизировалась тема грядущего Конца Света – по преданию, некогда обещанного цивилизацией майя именно в этот срок, что буквально, вроде бы, зафиксировано в знаменитом каменном календаре. Ожидания прекращения жизни всего человечества, существования планеты Земля и даже Вселенной легко подхватываются средствами массовой информации и банальной молвой. В самом деле, недавняя аномальная летняя жара, извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, а в минувшем году – мартовское тихоокеанское землетрясение у берегов Японии, разрушение атомной электростанции «Фукусима-1» и прочие природные катаклизмы, не говоря уж о многочисленных междоусобных войнах, межнациональных конфликтах и просто драках у кинотеатров, могут восприниматься зарницами надвигающейся беды. «Слезайте, граждане, приехали, конец». С другой стороны, ученые из Национального университета Мексики уже выдвинули предположение, что цивилизация майя не предсказывала всемирный коллапс именно в наступившем 2012-м: на этой дате у них просто кончился календарь, рассчитанный на пять тысяч сто двадцать пять лет.

Не втягиваясь в дискуссию о перспективах человечества и не надеясь так быстро и просто покончить с многочисленными начатыми делами, кураторы московской галереи «Ковчег» решили, однако же, проанализировать, каким именно образом если не сам Конец Света, то разнообразные форс-мажорные обстоятельства – пожары, наводнения, извержения вулканов, самоубийства и т.п. – отражены в изобразительном искусстве ХХ и начала XXI столетий. Итогом чего и стала настоящая выставка, продолжающая многолетний цикл ковчеговских экспозиций, посвященных «обинякам» – немагистральным, но всегда присутствующим темам отечественной художественной культуры.

В подготовке выставки приняли участие Государственный музей В. В. Маяковского, Музей общества «Мемориал», Картинная галерея г. Красноармейска, «Галеев-галерея», галерея «Элизиум», NB Gallery, частные коллекционеры и современные авторы.

http://www.kovcheg-art.ru/

Рассказывает куратор выставки Сергей Сафонов:

– Такая «остро тематическая» выставка сознательно не делается по хронологии, она заведомо вызывающе «спекулирует» на своей литературной подоплеке, поскольку литературный сюжет часто дает возможность объединить в выставочном пространстве произведения, которые при других обстоятельствах никогда бы не встретились. Иными словами, нами сознательно не были учтены ни иерархия имен, ни какие-то хронологические ряды. В такой экспозиции даже может быть задействована какая-то китчевая вещь, которая экспонируется встык с образцами высокого искусства, и при этом она будет работать на раскрытие конкретной темы или главы экспозиции. В общем, в основу нынешней выставки изначально положена эксплуатация зрительского интереса к литературной стороне представленных произведений. Дело в том, что многие зрители склонны воспринимать изобразительное искусство именно через сюжет – причем, не пластический, а именно литературный: не «как», а «про что» нарисовано. Вот это «про что» в данном случае и является неким стержнем в каждом из разделов экспозиции – как, предположим, «наводнения и кораблекрушения» (например, здесь есть гуашь А. Семенова «Спасение рыбаков в Баренцевом море», 1970-е) или «путешествия на Север», отраженные в работах разных авторов, начиная с графики В. Голицына 1920 – 1930-х годов. Голицын – художник, который сам много путешествовал, бывал на Севере. Помимо его станковых работ представлены его иллюстрации к книгам Б. Житкова «Помощь идет» и «Приключения «Партизана» (обе – 1939 г.), журналам «Всемирный следопыт» (1928-1929), а также созданные художником настольные игры «Спасение челюскинцев» и «Пираты» (обе – 1930-е гг.). В разделе, где экспонируется  живописная работа А. Д. Тихомирова «Узник» (1975), есть вещи чрезвычайно разные по хронологии изображенных событий, например, акварель Л. Григорашенко «Арест Котовского» (1957), картина Е. Чарского «Ленин в тюрьме» (1968), а есть рисунки Павла Шевелева с процесса по делу М. Ходорковского и П. Лебедева (2005). Рядом – портреты заключенных работы Виктора Дувидова (1960-е) и лагерная графика Михаила Дистергефта и других авторов из коллекции Музея общества «Мемориал». Соединение столь различных произведений позволяет если не раскрыть, то обозначить общую историю несвободы, тюрьмы, преступления и наказания, суда – справедливого, несправедливого. Тему «пожар» также составляют работы, представляющие большой временной диапазон – от графических произведений 1920-х до живописного холста Е. Плотникова «Пожар на Ангарской улице» (2009). Кроме того, мы учитываем подспудные аллегории, возникающие у зрителя на стыках разделов. Например, рядом экспонируются  холст О. Филиппова, на котором пожарные тянут шланг, напоминая искушенному зрителю сюжет про Лаокоона, и изображение пионера, чью руку обвивает змея на холсте С. Богданова. В кураторском понимании эти изображения змеи и шланга чрезвычайно удачно «сцепляются» друг с другом. Важно понимать: «Страховой случай» – это не выставка отдельных произведений, все работы объединены в единый контекст. Во многих из них изображен даже не сам момент форс-мажора, а передано предчувствие страшного события, грозящей опасности, драматическое восприятие мира человеком и ощущение им себя в этом мире. Последнее особым образом соотносится с работой художника Н. Наседкина, который какое-то время проработал санитаром в психиатрической больнице. Его книга-объект «Чемодан бывшего санитара» (2008) – отражение тамошних впечатлений: на ее страницах – записки автора,  изображения интерьера, персонажей, о которых он подробно рассказывает. Графика А. Тихомирова – «Крик» (1960), «Сумасшедший» (1964), «Образ» (1960), «Черт» (1964) – органично вписалась в раздел выставки, посвященный теме душевного надлома, стыку мира уравновешенного и мира душевной дисгармонии. Разумеется, произведения этого раздела не являются прямыми иллюстрациями душевных состояний, но все же передают ощущение внутреннего драматизма персонажей. Выставка завершается работой Н. Ситниковой «Разлом – 2» (2001), посвященной американской трагедии 11 сентября. Но это произведение – такой же непрямолинейный ход, как графические листы А. Д. Тихомирова или акварели 1970-х ленинградского художника К. Янова («Квартира № 13», «Грозный защитник», «Жестокий удар»). Кстати, их работы в «Ковчеге» демонстрируются впервые, так же, как и плакаты неизвестных художников, созданные на стихи В. Маяковского в 1920-е годы.

 

 

В начало страницы