Екатерина Гоголева

Журнал «Русское искусство» № 1, 2012

Художник  Александр  Дмитриевич Тихомиров  (1916-1995)  родился   в  Баку,  где  прожил 27 лет вплоть до переезда в Москву в 1944 году. В годы учебы в Бакинском художественном училище  (1934-1938) его наставником  в живописи был  замечательный  художник  Илья  Герасимович Рыженко, ученик  И. Е. Репина.

В  1937  году в  стране праздновалось  750-летие издания поэмы Шота  Руставели «Витязь в тигровой  шкуре»: проходили художественные и литературные выставки, конференции, торжественные  собрания, приуроченные к юбилейной дате. В Баку, в   Музее искусств им. Р. Мус­ тафаева, открывалась выставка живописи и графики. Рыженко предложил ученику принять в ней участие. По  окончании выставки Музей искусств приобрел графические работы Тихомирова – иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре».

Из работ, созданных художником в бакинский  период,  сегодня  сохранились  только портреты родителей   («Мама»,  1928;  « Портрет отца», 1930-е  гг.) и две небольшие акварели  – « Портрет неизвестного. Баку»  и  « Гера.  Баку» (обе 1939  г.). О его впечатлениях юности мы можем  судить  по картине  «Скачки  в Моздоке» (1948)  и другим  московским работам,  во многих из которых,  независимо от их тематики, заметны восточные мотивы. Красота старинного города,  смешение  архитектурных стилей,  сосуществование  различных   культур,   театральная и музыкальная жизнь  Баку – все это формировало мировоззрение Тихомирова, давало  мощный импульс к творчеству.

Как писала дочь художника Анна Тихомирова, «сам облик  Баку – тогда старого  восточного города  – побуждал  к творчеству.  Александр Дмитриевич часто вспоминал  волшебный  колорит  базаров, причудливую  архитектуру  древнего города, взрывчатые краски морских закатов, яркие мусульманские праздники. Эти богатые зрительные впечатления живут даже в поздних работах художника».

Так,  на картинах  « Город» (1980),  «Странный город» (1982) крепостные стены, башни и арки напоминают  архитектурными формами храм огнепоклонников в Саруханах  и великолепный дворец ширваншахов  в Ичери-Шехер – старом центре   Баку. Разыгрываемые  персонажами  картин мистерии – одна из характерных черт жизни средневекового  города.

В  собирательных   образах   героев   произведений  на  темы  отверженности,   странничества угадываются воспоминания художника об устрашающих шествиях дервишей  во время праздника Шахсей-вахсей, связанного с обрядом  очищения. Бичуя  себя по обнаженному  телу канатами или   металлическими  цепями,   дервиши   переживали  религиозный  экстаз. Зрелища  эти были одновременно пугающими  и  захватывающими. Увиденные  в  юности,  они  надолго  остались  в памяти   художника.   Впечатления   от  рассказов бакинцев  о поклонявшихся «вечным огням» отшельниках,  от  поездок  к храму огнепоклонников нашли отражение в ярких, богатых по колориту живописных   полотнах  «Идущий»  (1976), «Молящий»  (1970-е  гг.), «Одержимый»  (1979)  и в графике  «Индус» (1965),  «Заклинание» (1970), «Колдунья» (1977). Эти работы словно светятся изнутри, чаруя мерцанием  огненных бликов.

Одной   из  любимых  тем  АД.   Тихомирова была  тема  Источника. К  ней он  неоднократно обращался в течение жизни, создавая картины, объединенные общим названием «Источник». Образ  женщины, дарующей  жизнь,  для  художника соединяется  с образом  воды – источником жизни для всего живого.  Бакинец увидит в этом и особенный символ: кристально чистая вода, поступавшая  в  город  из шолларских   источников, была для жителей драгоценна.

Еще   в  юношеские  годы   у  А.Д.   Тихомирова   зародилась  любовь   к  музыке,   театру   и цирку,  со временем превратившаяся в настоящую  страсть. В Бакинском цирке  он подрабатывал художником-оформителем,  создавая   плакаты,  а  также   афиши    представлений   гастролировавших  в  городе   российских и  зарубежных артистов.  Выступления акробатов, жонглеров, клоунов, фокусников, которые  сопровождались великолепной игрой эстрадно-симфонического оркестра, создававшей ощущение праздника, – все это буквально завораживало  молодого  художника.  К  тому же он сам нередко участвовал в выступлениях артистов в качестве  «человека  из  зала», подавая оговоренные заранее реплики, с азартом включаясь в веселую  буффонаду. Но  он  знал и изнанку  этой  блестящей жизни – бесконечные репетиции, на которых оттачивалось мастерство, та виртуозность движений, что кажется  зрителям столь легкой  и непринужденной,  будни закулисья, наполненные изнурительным трудом, житейскими трудностями.

Начиная с 1950-х годов  и до конца  жизни, А.Д. Тихомиров постоянно обращается в своем  творчестве к  темам  театра,   цирка, нелегкой жизни артиста. Персонажами его картин станут  клоуны и шуты,  акробаты и жонглеры, фокусники и актеры, балерины и музыканты. Их образы  навеяны в том числе и воспоминаниями художника о цирковых представлениях,   о  спектаклях  бакинских театров,  прежде всего постановках шекспировских драм. Снять маску,  увидеть настоящее лицо  артиста,  заглянуть  в  его  душу  – вот  лейтмотив этих  работ.

А.Д. Тихомиров оставил  уникальное творческое наследие. Его произведения хранятся в Государственном   Русском  музее,  других  музеях  России,   Азербайджана, Италии,  в  частных российских и зарубежных коллекциях  (во Франции, Канаде,  США, Австралии и др.).

С 5 апреля по 6 мая 2012 года в Москве, в Государственном музее искусства народов Востока, пройдет выставка «А.Д. Тихомиров. Восточные мотивы». В экспозиции –  живописные и графические  произведения  художника,  созданные  им в разные периоды творчества и так или иначе связанные с его воспоминаниями о жизни в Баку. Часть работ будет демонстрироваться впервые.